Психолого-педагогическая классификация определяет
содержание и условия реализации образовательной программы, которую может
осваивать ребенок, имеющий нормальный физический слух и сохранный интеллект,
начиная с 4-летнего возраста. Виды речевых нарушений, согласно этому
подходу, описываются в соответствии с тем, как ребенок осваивает
и использует языковую систему — ее фонетические, лексические
и грамматические средства — в устной и письменной речи.
На данный момент учитель-логопед работает с такими
нарушениями, как:
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) выражается в нарушении произношения
(искажения, смешения, замены, отсутствие звука) и восприятия, различения
звуков речи.
Фонетическое нарушение (ФН) выражается только в искаженном произношении звуков при сохранном их восприятии и различении.
Общее недоразвитие речи (ОНР) определяется как несформированность всех компонентов языковой системы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. Это нарушение проявляется как в собственной речи ребенка, так и в процессе понимания обращенной к нему речи. Оно затрагивает произношение и распознавание звуков, словарный запас, грамматическое оформление высказываний, построение текста.