Все родители мечтают о том, чтобы учился ребёнок легко и с удовольствием. А это во многом зависит от того, как ребёнок подготовлен к школе. Подготовка ребенка к успешному обучению в школе — главная задача, стоящая перед педагогами и родителями детей дошкольного возраста.
Основа успешного обучения в школе – это правильная, развитая речь
ребенка. Устная речь является основой для письменной речи. Чем лучше у ребёнка
развита устная речь, тем легче он овладеет в школе письмом и чтением. А чем
богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем
лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Самое незначительное
расстройство речи может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Плохо
говорящие дети, довольно быстро начинают понимать свой недостаток. Они
становятся более замкнутыми, застенчивыми, нерешительными, и в результате
начинают развиваться комплексы, снижается успеваемость, появляется
неуверенность в себе.
Ко времени поступления
в школу устная речь дошкольника должна быть сформирована и не отличаться от
речи взрослых.
Правильная, красивая речь состоит из пяти взаимосвязанных составляющих.
Недоразвитие одной из них делает речь неполноценной.
Первое –
произношение. Неправильное произношение затрудняет обучение чтению и
письму, особенно если ребёнок в речи заменяет одни звуки на другие. А если у
ребёнка нарушено произношение нескольких звуков, то это затрудняет процесс
общения как со взрослыми, так и с детьми. Особенности артикуляционного аппарата
оказывают влияние на темпо – ритмические характеристики чтения.
Затруднения в артикулировании звуков проявляются в том, что ребёнок медленно
читает, долго читает по слогам, затрудняется в понимании прочитанного.
Второе – это фонематическое восприятие, то
есть способность слышать звуки речи, определять количество и последовательность
звуков в слове, количество слов в предложении. Фонематическое восприятие – это
своеобразный кит, на котором держится обучение чтению и письму.
Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся нередко
не различают твёрдое и мягкое звучание согласных, в дальнейшем допускают много
ошибок на грамматические правила (безударные гласные, удвоенные согласные,
разделительный мягкий знак).
Третье – словарь, то есть количество слов,
которые ребёнок знает, смысл которых понимает и использует в активной речи.
Низкий ограниченный словарный запас в дальнейшем затрудняет и понимание
объяснений учителя, подбор проверочных слов, понимание прочитанного и пересказ,
заучивание стихотворений. Объём и качество словаря напрямую зависят от того,
насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо
знакомить ребёнка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно
беседовать с ребёнком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых ребёнок
может порассуждать.
Четвертое – лексико – грамматический строй
речи, то есть умение ребёнка правильно, грамотно построить фразу. Несформированность
грамматических представлений (трудности словообразования, словоизменения,
неправильное употребление предлогов, окончаний) в дальнейшем приводит к
трудностям в овладении письменной речью, то есть к аграмматизму.
Пятое – связная речь. Ребёнок
должен уметь логично, последовательно пересказать какое-то событие или
свои впечатления о чём-либо. Наибольшие трудности в младших классах испытывают
дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять
то или иное явление, а на более поздних этапах обучения ученики не владеют
навыками написания изложения и сочинения. Речевые навыки дети приобретают лишь
в общении с окружающими и поэтому очень важна правильная, красивая,
литературная речь взрослого.
А для того, чтобы у ребёнка был красивый , ровный почерк необходимо
развивать мелкую моторику рук. У ребёнка 6-7 лет ещё недостаточно развиты мышцы
кисти рук, наблюдается низкая координация движений, не закончилось окостенение
запястья и фаланг пальцев. Поэтому этот возраст является очень благоприятным
для развития ручной умелости и графомоторных навыков.
Надо ли ребенка учить читать до школы? Надо. Но учить нужно правильно. Главная
ошибка родителей, когда они учат ребёнка читать – это неправильное произношение
звуков. Учите детей не буквам, а звукам: М, Н,Л, а не МЭ, ЭЛЬ, ЭН.
В последний год перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки
психологической подготовки ребёнка к обучению в школе. Подумайте, умеет
ли ваш ребёнок внимательно слушать, отвечать на вопросы, подчиняться
требованиям старших, всегда ли доброжелательно относится к окружающим.
Задача родителей – не опережающее изучение программы первого класса, а
всестороннее развитие ребёнка. Посещайте вместе с ребёнком различные
выставки, музеи, совершайте интересные поездки. Каждому первокласснику
необходимы знания о жизни нашей страны, о родном городе или посёлке, о труде
взрослых членов семьи, о природе
родного края.
В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая интеллектуальная
активность, рождается радость познания.
Таким образом, имея такой солидный фундамент, ваш ребенок
не растеряется и более легко овладеет навыками чтения и письма.